+998(90) 718 30 60
abdullo_63@list.ru

О нас

Династия керамистов Нарзуллаевых

В Узбекистане насчитывается несколько центров традиционной керамики. Каждая школа своеобразно и отличается от другой. Гиждуванская школа занимает особое место среди других школ.Гиждуван стал основным поставщиком керамики в Бухару в первом десятилетии 20-го века и в то время около сорока мастерских насчитывалась в регионе. Также гончары из Бухары, Карши, Шахрисабза и Самарканда, Хивы и Ургенча работали в Гиждуване. В последние два города, в свою очередь отправлялись мастера из Гиждувана. Некоторые из мастеров, которые приехали в Гиждуван работали там на правах партнеров, в то время как другие работали в качестве помощников. Многие молодые гончары приезжали из Хивы и Ургенча, чтобы практиковаться в Гиждуване. После нескольких лет практики там, они сами становились мастерами. Это сходство по форме, глазури, росписи и декоре между изделиями бухарского региона и те, что изготавливались в Хиве и Ургенче в 19 веке. В 70-ых годах прошлого столетия эту известнейшую школу представляли двое ведущих мастеров усто Усмона Умаров и усто Ибодулло Нарзуллаев. Усто Ибодулло Нарзуллаев был очень талантливым мастером ,хорошим организатором. Только благодаря его патриотизму и большой любви своей профессии были сохранены и переданы следующему поколению традиции гиждуванской керамики в трудные советские времена для народных промыслов. Он вложил много усилия и труда чтобы сохранить традицию. Его ремесло продолжают двое сыновья , усто Абдулло Нарзуллаев и усто Алишер Нарзуллаев также дочка Нодира Нарзуллаева . Абдулло Нарзуллаев и Нодира Нарзуллаева уже в 6 –поколение продолжают традиции гиждуванской школы керамики. Дети Абдулло Дилноза, Акмалжон, Махфузабону продолжают традиции своих предков в 7 – поколение. Акмалжон Нарзуллаев работает над восстановлением керамики Х-ХI в.в периода саманидов. Дилноза и Махфузабону занимаются изготовлением традиционных игрушек-свистулек, росписью керамических изделий и традиционной вышивкой. Гиждуванские изделия можно разделить на три основные категории: •монохромные зеленые керамические изделия, покрытые глазурью, орнамент которых наносится на поверхность иглой •керамика, покрытая разноцветной глазурью с богатым убранством –цветные фоны и различные традиционно окрашенные мотивы •бытовая неглазурованная керамика, такие как офтоба, хум, вазы(кашпо) и тандыр Одно из самих посещаемых туристами мест - музей керамики в Гиждуване, где работает потомственный мастер-керамист Абдулло Нарзуллаев вместе с семьей и учениками. В состав дом-музея входят:музей керамики , выставочный зал, керамическая мастерская, мастерская по вышивки-сузани , кухня где готовят национальные блюда и комнаты для проживание гостей. В музее керамики представлены почти все традиционные центры керамики такие как: керамика эпохи саманидов(Х-ХI в.в), афрасиаба (Самарканд ХII в), Бухара (ХII в),Ургут, Хорезм, Риштан, Андижан, Гиждуван,Денау(Сурхандарья), Ташкент, Шахрисабз,Таджикистан, Джиззак, Афганистан, Самарканд,Вабкент и другие.