+998(90) 718 30 60
abdullo_63@list.ru

Гиждуванская керамика

Среди  центров полихромной керамики Узбекистана наибольшей известностью пользуется Гиждуван. Он расположен по дороге, ведущей от Самарканда в Бухару. В  Гиждуване издавна производилась красочная поливная керамика, которую знатоки высоко ценили. Сегодня это единственный гончарный  промысел, сохранившийся в Бухарском оазисе. Из когда-то многочисленного цеха гиждуванских мастеров сегодня осталась лишь одна династия потомственных керамистов – Нарзуллаевых. Это сыновья усто Ибодуллы Нарзуллаева, ученика знаменитого мастера усто Усмана Умарова, которые активно работали в середине ХХ века.

Сыновья усто Ибудулло – Алишер и Абдулло Нарзуллаевы представляют шестое поколение потомственных керамистов Гиждувана. Они прилагают все усилия для восстановления и развития старинного промысла:  воссоздают  по сохранившимся от отца и деда рецептам и рисункам старинные технологии и орнаменты. Работы мастеров Гиждувана не уступают сегодня по своему качеству и красоте орнаментации работам отца и деда. Они вошли во многие престижные коллекции Узбекистана,  России, Японии, Франции, США.   В  честь отца сыновья  назвали свое керамическое объединение «Усто Ибодулло», создали  домашний   музей-мастерскую. Производством керамики занята сегодня вся многочисленная семья мастеров Нарзуллаевых, включая сестер, которые заняты выделкой  лепных игрушек и  росписью готовых изделий. К промыслу приобщается новое поколение молодых мастеров. Весь процесс работы производится, как и в старые времена, вручную, с использованием старинных приемов приготовления глин, красок, глазурей, формовки и обжига изделий.

Колорит гиждуванской керамики чрезвычайно своеобразен..Его  отличает богатство цветовой гаммы: золотисто –желтые, охристо-зеленые, кирпично-красные и синие тона по темно-коричневому или  светлому, теплому  фону изделий. Наложение цветных ангобных красителей  в несколько слоев придает орнаменту некоторую рельефность, а добавка к красителям свинцовой глазури и толстый слой поливы, соединяясь при обжиге, создают причудливые живописные разливы ярких и сочных красок. Поливой и орнаментом украшается вся поверхность изделий – разнообразных чаш, пиал блюд – тавоков. По центру композиции располагаются, как правило, крупные декоративные узоры растительного и зооморфного характера:   разнообразные цветочные мотивы, розетки, круги, крестообразные фигуры, перья павлина или изображение самой царственной птицы, глазки,  змейки – обереги, крылья бабочки и другие. Очень популярен у гиждуванских мастеров узор в виде круга или колеса – астрального  символа. Многда мотивы из нескольих кругов компануются в виде цветочной розетки. Центральные узоры окаймляют более мелкие растительные или геометрические орнаменты – концентрические пояса, арочные мотивы, зигзагообразные, зубчатые,  сетчатые узоры.


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо